«Волость Загородье» (Ю.Смирнов)
Давным-давно бежавшие из Новгорода холопы, как гласит предание, основали на Мологе город — Холопий Городок. Находился он в районе нынешнего села Загородье. В этом селе есть место, которое старые люди по привычке именуют Городком. Да и само название «Загородье» говорит, что село это основано «за городом». Холопий Городок входил в число передовых форпостов новгородцев, которые постепенно осваивали речную сеть по Мологе и ее притокам, выходили на Волгу, а затем и на ее восточные притоки. Ряд историков считает, что новгородцы по этим рекам добрались до Ополья и основали такие города, как Суздаль и Юрьев-Польский.

Холопий Городок прекратил свое существование, по-видимому, в период страшного татаро-монгольскоо разгрома всей центральной и северо-восточной Руси. Разбив последнее владимиро-суздальское войско в битве на притоке Мологи реке Сити в марте 1238 года, татаро-монгольские отряды рванулись к осажденному другой частью их орды Торжку. По пути они разграбили все села и города уничтожили почти все население. Только поэтому почти не сохранилось сведений о судьбе Холопьего городка, Рыбаньска, Иловля, Вынзьска, Езьска, Удомельского Стана, Старого Рядка и других, расположенных по Мологе и речкам, впадающим во Мсту. Правда, упоминание о Холопьем Городке появилось через 300 лет, но мимоходом. Возможно,что городок существовал в виде села и в нем проводилась ярмарка. О ней и упомянуто в нескольких источниках.

При описи 1545 года московские писцы зафиксировали сельцо Городок (все-таки, видимо, жизнь Холопьего Городка продолжалась). В сельце была церковь Дмитрия Солунского. В нем же проживал и владелец сельца Богдан Родичев, а также две семьи дворовых людей, обслуживавших помещика, поп, дьяк и другой церковный причт.

Волость тоже именовалась Загородьем и входила в Богородицкий Топалский погост. В ней были еще 10 деревень с 19 дворами — Григорово, Ледниково, Петряево и другие. Но этих названий не сохранилось. В то же время в переписи не упомянуты, например, Хабары, Мокшицы И. Д. Прокофьева, эти деревни основаны значительно позже. Возможно и другое — старые деревни с новыми названиями. Моры, то есть эпидемии чумы, холеры и других страшных болезней в те времена были обычным явлением. Вымирали целые деревни, села, районы.

Подтверждением такой версии является перепись 1551 года. О волости Загородье в ней говорится, например, следующее: «Пустая деревня Якшино, а запустела лета 7057 (в 1548 году), крестьянин сшел с голоду…» Опустела в 1544 году деревня Ханцово, в 1547 та же судьба постигла починки Фофанцево и Сляднев. А причины то — мор и голод. О некоторых местах в Загородье московские писцы прямо писали: «земля худа». В 1541 году «от поветрия и мору» опустели починки Дор, Осинки, Онаньки. Земля была брошена, пашни и покосы заросли. Несмотря на трудные времена великокняжеские писцы продолжали расклад дани на оставшихся. Точно было подсчитано, сколько платить денег, хлеба, а также «мелкого доходу» — «овчины, белки, куров, сыра, льну».

Прошло 300 лет. В переписи 1859 года указаны Мокщицы со 140 жителями, Хабарщина на речке Глубочке со 120 жителями. Они относились в то время к Бежецкому уезду и были «казенными», то есть платящими в казну деревнями. Загородье (240 жителей), Коргово (30 жителей). Замелье, Горка и другие относились к Вышневолоцкому уезду, его первому стану. Центром стана (уезд делился на два стана) была Удомельская Слобода, находившаяся на берегу озера Удомля. Топальское, находящееся при впадении реки Сеницы в Мологу,в 1859 году имело еще одно название — Троицкое. В нем была церковь, 15 крестьянских дворов с 220 жителями. Все они были крепостными. Горка тоже была владельческой, то есть крепостной деревней. 110 ее жителей были рабами, не имевшими даже подобия личной свободы.

Проходили на древней земле столетия, а рабство оставалось. Точно так же выбивались налоги, точно так же работали крестьяне на своих владельцев.