Жизнь отца и матери в Загородье в первые годы
Жизнь потекла обычным порядком. Нужно было думать о практическом устройстве. На руках уже был сын, и ожидалось рождение другого ребенка. Доход от прихода, несомненно, был очень скромен, и нужно было с большим уменьем вести хозяйство, чтобы оно покрывало основные потребности. Главным организатором хозяйства была мать, выросшая в доме с хорошо налаженным хозяйством. Требовалось не только поставить домашнее хозяйство в узком смысле этого слова, а нужно было думать и о хозяйстве на дворе, поле и огороде. Вызывалось это натуральным укладом жизни, нужно было иметь от своего хозяйства и молочные продукты, и яйца, и мясо, и овощи и муку и даже крупу.
В организации хозяйства отец и мать пошли обычным путем крестьянского хозяйства. Полевое хозяйство было обычным трехпольем с посевом ржи в озимом поле и овса — в яровом. Ячмень не сеяли, очевидно, потому, что в хозяйстве его требовалось немного. Картофель был культурой огородной, и сажали на усадьбе. На самых песчаных, плохо удобренных, местах сеялась гречиха. Льном не занимались, так как эта культура очень трудоемкая, а в хозяйстве свободных рук не было. В способе обработки не было ничего нового, оригинального по сравнению с крестьянским хозяйством.
Не отличалось от крестьянского и скотоводство. Коровы были местной породы, не отличавшиеся большой удойливостью, но зато и не взыскательные на корм. Летом с раннего утра до позднего вечера угоняли их в поле, поэтому от одной дойки до другой проходили от 15 до 18-ти и даже более часов. Дома никакой дачи не полагалось, и даже не поили их. Зимой главным кормом была трясинка — смесь овсяной соломы с сеном, иногда на ночь давалась одна ржаная солома. Так как для поля нужен был навоз, поэтому старались, чтобы на дворе зимовало не меньше, 4-х коров. Кроме того, для мены выкармливалась телка. Обычно коровы телись в феврале—марте, но для того, чтобы на святках не быть без молока, старались, чтобы, по крайней мере, одна корова телилась в филиповке — в декабре-месяце. Молодых телят кололи для себя — одного к Рождеству, другого — к Пасхе. Двух кормили летом до поздней осени, когда их продавали заборщикам. Были заведены и овцы. Эта часть скотоводства давала: шерсть, необходимую на валенную обувь и на грубое сукно для кафтанов, овчин для шуб и тулупов и, наконец, мясо. Обычно от 3-х зимовавших взрослых овец было до 5 ягнят. Кололись ягнята по мере необходимости и первого, но большей частью резали к Петрову дню.
Огородное хозяйство было несколько выше крестьянского. В то время у крестьян обычно в огородах сажался картофель, сеялась конопля, было насколько грядок с луком и брюквой. Огурцы не сажали, морковь и репа не сеялись. Для капусты отводилось особое место посырее и поближе к воде, но обычно и на этих специальных капустниках хороших кочней не вырастало. Должно быть, еще не умели ухаживать за этой культурой. Огород матери по сравнению е крестьянским был значительно культурнее: конечно сажались огурцы, была морковь, репа, свекла, петрушка, лук, была грядка с горохом, сажались и бобы. Надо сказать, что культура капусты также не удавалась, как и у крестьян. Очевидно, мать не могла приноровиться к бедной, песчаной загородской почве.
Полевое хозяйство велось арендаторами, работавшими из доли. Ими производилась своим инвентарем на своих лошадях полная обработка земли и уборка хлебов. Отец давал только семена и удобрение. Таким образом, арендаторы должны были вспахать и забороновать каждое поле столько раз, сколько требовалось каждой культуре, вывезти навоз, произвести посев, сжать хлеб, убрать его и обмолотить. Урожай делился следующим образом: солома, мякина, охвостье целиком шли отцу; возвращались семена, и затем оставшееся зерно делилось пополам. Арендатором был многосемейный двор Клименевых из русской помещичьей деревни Ямников, бывшей на обычном четырёхдесятинном на ревизовскую душу наделе и поэтому ощущавшей недостаток в земле.
В первые годы жизни в Загородье отец и мать не были такими исключительными домоседами, какими помню их. Было заведено знакомство с духовенством ближайших сел. Более прочная связь установилась со священником с. Дымцево о. Николаем Козаревым. Он был почти ровесник отца, разве несколько постарше, такой же скромный, как и отец, без всякого стремления выдвинуться. С духовенством других сел связь как-то не налаживалась. Мешала разница в возрасте. В Раевском, Топальском и Сельцах священники были старики, да к тому же с большой наклонностью к выпивке, а сходиться на этой почве, отец был не склонен.
До поступления старшего сына в духовное училище не было особой необходимости бывать в городе, а для хозяйства нужны были разные покупки, поэтому, естественно, приходилось пользоваться Николо-Теребенскими ярмарками. Ездили к Николе Теребени не только из-за покупок, а также и потому, что среди братии были знакомые и даже родственники отца. Архимандрит о. Арсений Изотов был хорошо знаком с отцом, а сменивший его о. Феофан был даже родственником отца.
Предпринимались и отдельные поездки. Вниз по Мологе за большими лесами Железнинского лесничества в селе Пестове жили родственники. Тамошний священник был женат на племяннице матери. От Загородья до Пестова не менее 50 верст. Несмотря на такое расстояние, была предпринята поездка. Ездили на своей лошади, захватив детей. Эта поездка оставила глубокий след в памяти одного из моих старших братьев, Федора. Четырех—пятилетнего мальчика, каким был Фёдор во время поездки в Пестово, сильно поразила картина векового, дремучего ласа.
Как-то весной ездили на своей лошади в Осташков к Нилу Столбенскому. В этой поездке принимала участие Авдотья Ивановна, старая девица, религиозно настроенная, одна из самых энергичных сборщиц на построение церкви. Она всегда держала связь с домом отца. От Загородья до Осташкова больше двухсот верст, поэтому эта поездка, несомненно, была большим событием.