История Спасо-Преображенского Храма села Загородье

К середине 19 века население Загородья превысило 250 человек. Основу деревни составляли карелы, переселившиеся в эти места с Онежского озера в 1650-1670 годах и уже считали себя здесь коренными жителями. Люди были набожные, а ближайшая церковь находилась в селе Раевском, что более 10 километров. Дорога шла как через поля, так и лес, становившаяся в осеннюю распутицу тяжелой для преодоления. В общем, всё подталкивало местное население к строительству собственной церкви.

Прошение о начале строительства деревянной церкви датируется 1859 г. и начинается сбор документов об учреждении своего особого прихода.

В 1861 г. следует указ об определении причта к вновь образованному приходу, который и берёт в свои руки строительство Храма. Священником к Храму определён о. Василий Обудовский.

Судя по прошению от 1863 г., лес на постройку церкви использовали из «казённых дач», расположенных в 10 верстах от Загородья.

К 1868 году строительство Преображенского Храма было завершено и он был освящен. Первая запись в метрической книге значится от 15 февраля 1868 года.

Строительство Храма шло не просто, священники соседних Храмов были против строительства, понимая, что приход их церквей от этого уменьшится.

В Книге Плетнева В.А. "Об остатках древности и старины Тверской губернии", 1903 г. записано: "Крестьяне д. Загородья, движимые чувством уважения к древностям своей родины, а отчасти и по отдалённости от села Раевского - 10 вёрст - лет 12 тому назад (от 70-х гг.) выстроили на своё иждивение с пособием от казны, церковь и дома для причта, обрабатывают его поля и доставляют отопление и прочее".

Из загородских крестьян особенно много приложили сил по созданию церкви Михаил Савельев и Григорий Васильев. Первый даже получил прозвище «Святугин», - вспоминает Сергей Георгиевич. Петровский. Из женской части населения нужно отметить участие в этом деле Авдотьи Ивановны, сестры деда Бровиных. Она была и сборщицей на постройку Храма, и агитатором, поддерживавшим население во время строительства».

Живший в конце XIXв.в селе старик Василий Евсеев рассказывал, что «лес для колокольни был вывезен из Кененагушки, отведённой в общий лесной надел Раевской вотчины». В 1861 году делается «новая запись в сборной книге» и начинается сбор средств на построение Храма. Берётся и ссуда в 2 тысячи рублей, которая оплачивается из собранных денег. Камень для фундамента подвозился крестьянами бесплатно. В 1865 и 1866 гг. поочерёдно выдаются новые сборные книги. Последняя из них выдаётся в год освящения Преображенского Храма с. Загородье в 1868 г.

Архитектура Храма

Интересной является архитектура Храма. В основе компоновки Храма находится три Альтаря: основной и два боковых. Основная часть Храма разделена на летнюю и зимнюю часть. Дальняя, летняя часть, с основным Алтарем находится под куполом, поставленным на большой восьмигранник. Летнаяя часть увенчана обычной двухскатной крышей. В передней части расположена колокольня, соединенная с Храмом и являющаяся входом в Храм. Колокольня построена в виде трех ярусов: четверик-восьмерик-восьмерик. В верхнем восьмерики вырезано 4 окна для организации колокольного звона.

Бревенчатый Храм изначально был обшит доской, расположенной горизонтально, и окрашен в светлый цвет. На фотографиях 1930х годов Храм как раз цвета близкого к белому. В 1980е годы Храм имел бледно-зеленый окрас. В конце 1990х годов Храм приобрёл темно зеленый окрас.
Храм в советские времена

Храм в селе Загородье был одним из немногих, остававшийся открытым в течение советских времен. Из 80 Храмов, действующих на территории Максатихинского района до 1917 года, к 1970м годам осталось только 6. Было несколько попыток закрыть и Храм в Загородье, но местным жителям всегда удавалось его отстоять.

Священники

За годы действия Храма с 1868 по 2015 годы, в нем сменилось много священников, вместе с тем следует отметить двух из них:

Петровский Георгий Гаврилович (1844-1912), отслуживший в Храме 41 год – с 1871 по 1912 и внесший вместе со своим сыном Сергеем огромный вклад в сохранение истории села Загородья.

Бойков Алексей Борисович (1893-1987), отслуживший в советские времена в Храме села Загородья почти 30 лет, и во многом благодаря его стараниям Храм так и не закрыли.

Ниже удалось собрать информацию об известных священниках Храма, практически за все годы его существования.

1861-1869 Обудовский Василий Матвеевич. Родился в г.Корчев, Корчевский уезд, Тверская губерния, около 1835 года, умер 28 февраля 1903 года. При нем собирались деньги, строился Храм, он стал первым священником. Его сын Василий Васильевич тоже был священником в Тверской области.

1869-1871 Никольский Петр. Прослужил всего два года и перевелся в другой приход.

22.11.1871-1912 Петровский Георгий Гаврилович (1844-1912). Прожил 68 лет, из которых 41 служил в Храме села Загородье. Похоронен у Алтаря церкви. Отец большого семейства, несколько его сыновей стали священниками. Сын Арсений служил также в Храме Загородья. Сын Сергей, ставший экономистом, написал ряд очерков, которые во многом являются уникальными источниками об истории Загородья конца 19 – начала 20 веков. Дочь Анна стала первой Загородской учительницей, преподавала в церковно-приходской школе.

1913-1915 Никольский Николай Александрович, 1871 г.р.

1917-1928 Петровский Арсений Георгиевич. Родился 21.02.1879 в Загородье, умер 11 августа 1938 в Калинине. Сын Георгия Гавриловича Петровского. Арестован в 1931 г. за неуплату непосильных налогов. Его жена Варвара Васильевна Петровская (1880-1958) была учительницей в Загородской школе.

1928-1936 нет данных.

1936 – 08.09.1937 Твердовский Михаил Константинович. Родился в 1881 г в Саратове. После окончания духовной семинарии поступил на епархиальную службу в 1906 году в село Андреевское Сердобского уезда Саратовской губернии. Позже был священником в Коломенском районе Московской области. После ареста за антисоветскую агитацию и отбывания лишения свободы в Казахстане, был направлен в Загородье. 8 сен­тяб­ря 1937 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван в се­ле За­го­ро­дье и об­ви­нен в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». 15 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 17 ок­тяб­ря он был рас­стре­лян. Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил был при­чис­лен к ли­ку свя­тых на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­вослав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

1937-1944 нет данных

22.12.1944 г Велтисов Николай Алексеевич, проживал в Ручковском сельсовете

03.06.1946-25.07.1950 Крестников Владимир Фёдорович. Приехал из с. Николо-Ям Кимрского района. При нём 24 апреля 1947 г. заново зарегистрирован церковный совет. Скончался 25 июля 1950 г. Похоронен у Алтаря Храма.

08.08.1950-1955 г Бойков Алексей Борисович (22.11.1893 - 13.01.1987). До переезда служил в с. Михайловское Лесного района. Участник финской войны. Священником стал в 1923 г. Первый раз служил в Храме в течение 5 лет, потом вернулся в 1962 году из села Козлово Конаковского района и служил примерно до 1985 года, пока позволяло состояние здоровья, в возрасте за 90 лет службу в церкви оставил.

05.11.1955 г Гончаров Иван Архипович, прибывший из г. Бежецка

С 1961 Ильчук Владимир Александрович

09.10.1962 – 1985 Бойков Алексей Борисович

~1985~2000 Отец Дмитрий. Приехал из Украины, родился в г Ивано-Франковск.

2001-2002 Иеромонах Серафим Лисицын (7.4.1932-26.08.2004). Насельник Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер в Осташковском районе Тверской области. Отец настоятеля Максатихинской церкви Алексея Лисицына.

30.03.2002-2012 Туляков Олег Борисович родился 26.06.1970, Образование СПб ДС, 2015. При нем проведен капитальный ремонт кровли Храма, полная покраска стен.

С 2012 Тярин Андрей Юрьевич родился 23.10.1966. Из села Ключевого Максатихинского района Образование Московский медицинский электротехнический техникум, 1993. Также учился в СПб ДС